Среда
01.05.2024
19:14
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 452
Начальная школа при Государственном учреждении образования "Гимназия №21 г. Минска"
Главная » Статьи » 7 » 7

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником? ч.1

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

 

 

Середина мая.
Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?
Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.

Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.
Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

Второй способ определить готовность ребенка к школе.

Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.
Важно получить следующую информацию:

Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?

Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду и школе.

 

Конечно же, это праздник - ребенок первый раз идет в школу! Умиление торжественностью момента, сборы в школу, хлопоты. А на сердце кошки скребут. Да как же эту малявочку выпустить в люди? Обидят, затопчут, насмеются.

Что совершенно точно, "первый раз в первый класс" - колоссальный стресс для ребенка. Как помочь своему первоклашке с ним справиться?

Старая родительская истина: школа - это плохо всегда. Да, конечно, ребенку надо учиться, адаптироваться в коллективе, и хватит ему быть царьком маленькой Вселенной, где мама, папа, бабушки с дедушками вокруг него пляшут.

И все-таки нет ничего более трудного для человека, и большого, и маленького, как выход в большой мир. Тем более что, по правде сказать, никто его там особо и не ждет. Учительница, даже самая золотая, обвешана учениками и своими проблемами. Товарищи по классу (тридцать человек!) - такие же набалованные эгоисты и вредины. А учеба - опять-таки если учитель не Песталоцци с Корчаком в одном лице - идет без радости и быстро надоедает.

Прибавьте сюда колоссальную нервную нагрузку. Ведь дитя не привыкло вставать по будильнику, ходить строем в столовую, сидеть тридцать минут на уроке, отвечать, когда спрашивают, и молчать, когда не спрашивают.

Поэтому самые трепетные мамы, когда дитя идет в школу, берут отпуск. И не только для того, чтобы встретить из школы и обедом накормить. А чтобы быть вместе каждую минуту. Держать за ручку, смотреть в глаза. Помочь общаться с другими детьми. Вместе задавать вопросы учительнице, если что непонятно. Самое главное - помочь ребенку адаптироваться к новой жизни. Ведь для маленького родители - это стена, гарантия безопасности.

Конечно, к школе надо готовиться загодя. Существует масса упражнений, которые развивают память, усидчивость, внимание. Ну да о них сегодня говорить не время.

Многие родители загодя водят ребенка на подготовительные занятия. Даже не для того, чтобы он там чему-то научился. Главное - понять, какая она, школа.

Самый щадящий для ребенка вариант - детский сад в смычке со школой (кстати, рейтинги "Карьеры" показывают, что это лучшие сады и школы). Когда целая детсадовская группа, чуть ли не в полном составе, переходит в первый класс. Для ребенка ничего не меняется. Те же стены, те же друзья, те же люди. Только программа немножко посложнее.

Но здесь свои подводные камни: в детских садах приучают все делать СТРОЕМ. А в школе у ребенка появляется ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Педагоги отмечают: больше всего из-за плохих отметок расстраиваются садовские детишки.

Что еще можно и нужно сделать загодя?

Заранее приучить дитя к ШКОЛЬНОМУ РЕЖИМУ - рано ложиться спать и рано вставать. Даже в выходные, когда вам так хочется поваляться в постели, отоспаться. Поднимайте себя железной рукой в семь часов и вытряхивайте из теплой постели своего малыша. Иначе, когда он пойдет в школу, он будет спать на ходу, пропускать все мимо ушей и реветь без повода. Ну да понятно, чем грозит недосыпание, тем более ребенку. Укладывайте его в постель в восемь вечера, пусть даже до этого ваше дитя никогда не ложилось раньше десяти. Привыкнет - и будет засыпать вовремя.

Неплохо бы воспитать у малыша ЭНТУЗИАЗМ по отношению к школе. Создать этакий романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча только что купленных фломастеров и книжек. В советские времена это удавалось как-то без труда. Сейчас молодежь пошла со здоровым скепсисом. И на сладкий вопрос: "Хочешь ли ты, детка, в школу?", честно отвечает: "Нет".

Еще одно правило, с которым знакомы все мамы: ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧАДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАРДИНАЛЬНЫЕ. Чтобы у ребенка возникло ощущение, что он вступил в новую полосу жизни, чтобы он внутренне собрался для "большого прыжка". Дитя идет в школу - придумайте ему новые обязанности по дому. Пусть ребенок убирает игрушки, моет посуду, стирает свои носки - вариантов много. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.

 

 

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника" (Л.И. Божович).

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

 

Психофизиологическая зрелость

 

 

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки".

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Категория: 7 | Добавил: 21p (07.02.2009)
Просмотров: 2548 | Рейтинг: 4.2/4 |