Тесты и упражнения для будущих первоклассников.
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество; - сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? - как зовут твоих родителей? - утром ты завтракаешь, а днем...? - сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются? - футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...? - что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? - нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это? - сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь? - в какой стране ты живешь? Какой твой адрес? - береза, дуб, осина - это...? - каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют? - у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...? - почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? - огурец, помидор, морковь, свекла - это ...? Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий: - нарисовать фигуру человека; - скопировать небольшую фразу; - скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали. Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.
После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.
Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая. Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое. При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули. При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.
Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.
Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться? 2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться? 3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться? 4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться? 5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал? 6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться? 7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением? 8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением? 9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил? Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ) Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.
А праздник?
А теперь о самом главном - на Первое сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть - решать вам, вашей семье. Для кого-то это семейный поход в Макдоналдс, для кого-то - балет в Большом Театре или спектакль в театре Кукол, для кого-то - катание на аттракционах, для кого-то - просто торжественный семейный обед. Но праздник должен состояться. И решающее слово о том, каким ему быть, - у ребенка, виновника торжества.
И обязательно - цветы. И обязательно - торт или пирог. И обязательно - мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в пятый класс. Один раз в году - праздник школы. Все остальное - будни, нотации, дневники, двойки, диктанты... Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок любил учиться? Тогда напрягитесь, возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и... улыбайтесь... улыбайтесь, черт побери! Ведь это же так здорово - "первый раз в первый класс"!
Здоровье школьника. Как сохранить??? |
<<назад |
|
Недавно с удивлением узнал, что 40% школьников уже заработали себе плохое зрение. Когда-то таких же, как я, очкариков, было в нашем классе всего двое. Еще, конечно, были девочки, которые стеснялись носить очки, но это было очень заметно. Но чтобы половина класса - очкарики, это же ужасно! Старшая моя уже носит линзы, надеюсь что младшие дети не повторят ее судьбы, хотя нам, родителям, надо бы побеспокоиться: Ведь не только зрение детей страдает от цивилизации, но и всё остальное. Мои дед с бабкой прожили почти сто лет, мои родители покинули мир, едва перевалив за шестьдесят, думаю мне долголетие тоже не грозит: тут уж или в городе рано загнуться, или долго, но скучно влачить жизнь в деревне: Что бы такое придумать для детей?
1. Специальные очки с фильтрами. Обычный телевизор, также как и монитор компьютера, излучает ультрафиолетовый и синий свет. В сочетании с напряженной работой глаз, это вызывает быстрое утомление, головные боли, резь в глазах и усиленную слезоточивость и, как следствие, способствует развитию прогрессирующей близорукости, катаракты, глаукомы и дистрофии сетчатки. Первым среди домочадцев такими очками с перламутровым отливом обзавелся я сам. А затем, заметив разницу, прикупил их всем остальным членам семьи.
2. Спорт и физкультура. Абонемент в бассейн или запись в секцию - удел родителей. При этом теннисная (или фехтовальная) секция, как оказалось, вызывает однобокое развитие ребенка - движется только одна рука и плечо. Вот уж не хотелось бы, чтобы ребенок со временем напоминал краба, у которого одна клешня разительно больше, чем другая!
3. Моющий пылесос, очистители и увлажнители воздуха, и т.п. Сколько пыли-то дома, особенно после дачного чистого воздуха! Отчего бы, вы думали, дети в городе часто болеют? Очиститель воздуха и увлажнитель я пока что не купил, а вот с моющим пылесосом познакомился. Надо сказать, что это просто чудо - моет пол мыльным раствором. Когда выливаешь потом то, что собралось в резервуаре, просто диву даешься - как будто по квартире мы ходим не в мягких тапочках, а в кирзовых сапогах - столько грязи высасывает. Нравится мне и то, что моющий пылесос моет и коврики, которые непривычно потом сияют, радуя глаз. Еще одна особенность - у меня паркетная доска, которая вообще-то боится сырости. Но за несколько лет эксплуатации ничего с ней не случилось, потому что после мытья пола водопылесос насухо втягивает в себя грязь. И никаких разводов на полу. Вот только с моделью мне не повезло. Народ, не берите WAX!!!! У него, как назло, одна деталька в месте соединения шланга с корпусом сделана так хлипко, что ломалась у меня уже три раза! Те, кто позже меня покупал моющие пылесосы, довольны фирмой Karcher - не уверен, что правильно написал название.
4. Кухонные вытяжки - у кого что, а у меня газовая плита. Кто как, а у нас в семье любят готовить затейливые блюда, Макаревич рыдал бы: Но, как следствие, - копоть и продукты горения газа наполняют кухню (да и квартиру), особенно когда готовишь что-то китайское:С вытяжками я познакомился давно: если кто-то из вас менял фильтры, и видел, какие они за год черные становятся, то, если представить, какие легкие наши внутри буро-черные, о! Я вот, грешным делом, курю, и попал однажды к однокласснику, который работает рентгенологом. Развернул он ко мне монитор своего аппарата: `на, посмотри, что у тебя от курева внутри`. Поглядел я - и не курил после этого... полгода...
5. Электрическая зубная щетка - моих детей не оттащишь от чистки зубов, после того, как купил я зубной центр Braun, а значит пресловутый кариес им не грозит. Повторный эксперимент на детях друзей показал те же результаты. Детям нравится сам процесс, а степень чистоты зубов после электрической щетки не сопоставима с ручным трением.
6. Обогреватели воздуха. Отопление у нас включают не раньше октября, дети могут подмерзать и сопливиться... да и взрослые - то же. |
|
Памятка родителям первоклассников |
<<назад |
|
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. |
| |