Пятница
29.03.2024
14:51
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 449
Начальная школа при Государственном учреждении образования "Гимназия №21 г. Минска"
Главная » Статьи » 11 » 11

Урок литературного чтения. А.Н.Толстой «Детство Никиты»

Цель : способствовать развитию эмоциональной сферы детей через анализ

художественного текста; рассмотреть произведение через       литературно- исторический аспект; воспитывать любознательного            

и внимательного читателя , умеющего видеть и ценить красоту родной

земли         

 

Оборудование: словарь В.Даля учебники, распечатанные групповые задания; реквизит  для инсценировки; записи на доске;  клей маркеры   

 

                                           Ход урока:

1.Оргмомент

Ученики определяют цели работы на уроке по записи на доске

         - проанализировать…

         - рассмотреть…

         - работать…

  Ученик читает стихи С.Маршака

           В той удивительной Стране

           Где я увидел свет,

           Как многим, исполнялось мне

           И пять, и десять лет.

           В стране фантазий и проказ

           И озорных затей

           Когда-то каждый был из нас

           Одним из тех детей.

- О какой стране идёт речь в стихах?

                                                                 (ученики отвечают)

 Учитель:

- Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты» .Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль

* Работая над рассказом, я понял…

* Главный герой  Никита…

 

 

2. Проверка домашнего задания.

Ученики инсценируют главу «Аркадий Иванович»

3. Подготовка к восприятию текста.

Скороговорка:

                             Два щенка, щека к щеке,

                             Щиплют щётку в уголке.

(Проходит смысловой  анализ.  После ученики работают в парах -  проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом .)

 

Словарная подготовка. Игра «Пирамида»   

МЫС

ВЕТЛА

ЖУРАВЛЬ

ПЕЩЕРА

СОСНОВКА

(Ученики запоминают порядок слов,  воспроизводят. Из словаря В.Даля

учителем  зачитывается лексическое значение слов МЫС, ВЕТЛА)

-Какое слово под словом ЖУРАВЛЬ?

-Какое слово над словом СОСНОВКА?

 

                  МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

 

4.Работа над текстом

Читает ученик, останавливается по абзацам. По вопросам учителя проходит анализ текста.

- Какое настроение у Никиты? Что создаёт ему такое настроение?

-Хотел ли Никита обмануть учителя?

-Почему Никита увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?

-С каким настроением испытывал Никита скамейку? Какие слова использовал автор для усиления впечатлений? Зачитайте.

- Катаются ли с горки на санках, лыжах ваши родители ?

- Почему Никита взбирается  под самый мыс  и копает пещеру?(ИГРА)

-Какое письмо ждали всей семьёй? Назовите свои предположения.

Пофантазируйте дома и продолжите рассказ.

 

5. Работа в группах

1группа.    Восстановить последовательность событий. Упорядочить             

                 план. Он понадобится при подготовке домашнего задания.

* Воздух защипал в носу

* По хрустящим ступеням

*Снежные мысы над Чагрой

* Скамейка сама пошла с горы

* Фигурка Аркадия Ивановича

  * Снежная пещера

  * Диалог учителя и Никиты

2 группа. Из разрозненных предложений составить отрывок текста.

                 ( Предложен шестой абзац)

3 группа. Найти  в тексте предложения со словами из «Пирамиды»

                 и зачитать. Даны слова:  ВЕТЛА, МЫС, ПЕЩЕРА   

4группа.   Вспомнить и записать как можно больше зимних забав.

                Капитаны команд вывешивают свои задания и комментируют.

 

6. Игра «День – ночь»

Для игры используется отрывок  из  не изучаемого рассказа А.Толстого

«Ёлка»:

Дети соскочили с дивана . В гостиной от пола до потолка  сияла ёлка

         множеством, множеством  свечей. Она стояла как огненное дерево, переливалась золотом , искрами, длинными лучами . Свет от неё шёл

густой, тёплый, пахнущий  хвоей.

Ученики читают, отвечают на вопрос:

-Какая ёлка запомнилась автору с детства?

Ученики  запоминают текст в течении нескольких секунд. Со словами «ночь» они отворачиваются, учитель вытирает несколько слов.  Со словами «день» ученики оборачиваются и по памяти воспроизводят

текст.

 

7. Рефлексия.

-Вернёмся к целям. Мы их  достигли? (ученики  анализируют)             

-Кто сможет продолжить  мысль:

«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)

«Главный герой Никита…»

 

8.Домашнее задание.

Дифференцированное

* опираясь на план , пересказать главу «Сугробы»

* придумать продолжение главы

* выполнить рисунок

 

9. Итог урока.

 

--Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета  преобладали (Ученики отвечают)

 

Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.

.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

 Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

Категория: 11 | Добавил: 21p (14.02.2009)
Просмотров: 38300 | Рейтинг: 3.4/29 |