Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во
многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только
начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он
живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – «школа» – границы мира постепенно
расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, республике. Первым
этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной
дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит
от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с
раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Цель курса «Мой родной город –
Минск» – воспитание у детей чувства любви и уважения к родному городу,
осознания принадлежности к нему (Я – минчанин), привитие интереса к своей малой
родине, ее истории и культуре, формирование активной жизненной позиции в
отношении к родному городу. Основные задачи курса «Мой
родной город – Минск» для начальной школы:
способствовать развитию
познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к
его настоящему и будущему;
формировать первоначальные
представления и элементарные знания об истории и культуре города Минска,
его структуре, важнейших промышленных, культурных и социальных объектах;
создать условия для
включения младших школьников в общественно-значимую деятельность,
способствующую воспитанию чувства сопричастности к жизни города,
преданности ему и личной ответственности за его настоящее и будущее,
формированию умения гордо нести имя минчанина;
воспитывать эмоционально
положительное отношение к различным сторонам жизни города, развивать
умение чувствовать и понимать красоту его природы и архитектурного облика;
формировать представление о морально-этических нормах поведения в природе
и обществе, способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости,
заботы и бережного отношения к родному городу и минчанам, создать условия
для проявления соответствующего поведения. Разработка тем и
конструирование содержания курса для начальных классов основаны на
принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления
об окружающей действительности, вариативности. Реализация этих принципов
предусматривает соответствующее соотношение осознания места личности
в социально-культурной среде с формированием первоначальных представлений
и элементарных знаний о прошлом и настоящем родного города. В качестве базовых
выделяются понятия «Родина», «Республика Беларусь», «столица», «город
Минск», «минчанин», которые являются основой для воспитания чувства
патриотизма у младших школьников. Программа для каждого
класса составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которые будут
сформированы у учащихся при изучении базовых предметов начальной школы:
«Человек и мир» (раздел «Мой край» блока «Человек и общество») и «Мая
Радзiма – Беларусь».
Порядок изучения предложенных тем может меняться по усмотрению учителя. На занятиях целесообразно
использовать разнообразные формы работы: экскурсии, игры-путешествия,
викторины, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, конкурсы
стихов и рисунков и др. Обязательным компонентом реализации программы
должны стать экскурсии по городу, посещение музеев, театров, выставок,
парков, предприятий, памятных мест, встречи с интересными людьми, которые
помогут расширить и углубить знания по всем направлениям курса.