Физкультурные минутки на
общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой
активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие
отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию
внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию
учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе
уроков, обязательно использовать эту
физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья
учащихся и продуктивность занятий.
Физкультурные минутки
необходимо проводить на каждом уроке. Времяпроведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам
утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й – 30-ой минутах урока.
Физкультурные минутки не проводятся
во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов.
В комплексы физкультурных минуток включаются, как
правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты.
Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое
- для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в
положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.
Учителю следует рекомендовать учащимся применять
разученные на уроках комплексы обще развивающих упражнений при выполнении
домашних заданий.
Учитель, как правило, проводит физкультурную минутку
только при разучивании нового комплекса. В остальных случаях это право
предоставляется физоргу или наиболее подготовленным ученикам класса (группы), а
учитель следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой учащихся.
По команде учителя дежурный класса (группы) открывает
форточку или окно, учащиеся прекращают выполнение заданий, ослабляют пояса,
расстёгивают воротнички и начинают делать упражнения.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Комплекс 1.
(для расслабления кистей рук и мышц туловища)
1.Выполняется
сидя за столом.Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы
вперёд)Гуси, грачи, журавли - (круговые
движения кистями перед грудью)Вот уж последняя
стаяКрыльями
машет вдали - (движения руками имитируют
махи крыльев).
2.Выполняется
2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание
пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.
1-2-3-4-5
будем пальчики считать.Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой
руке опять 1-2-3-4-5.
Пальчики
быстрые, хоть не очень чистые.
3.Выполняется
сидя за столом.Солнце
спит, небо спит, - (кладут голову на
руки)Даже
ветер не шумит.Рано утром солнце встало,Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками
из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей
заволок - (круговые движения руками
влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал.
4.Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)Солнце клонится всё
ниже.Вот и
спряталось за тучи,Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на
руки).
Комплекс 2.
(для
предупреждения зрительного утомленияиспользовать комплекс упражнений - Аветисов Э.С. 1982)
1.И.п. – сидя, откинувшись на
спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить
5-6 раз.
2.И.п. – сидя, откинувшись на
спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах
открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
3.И.п. – сидя, руки на пояс.
Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову
влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
4.И.п. – сидя руки вперёд,
посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за
руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Для 1 класса.
Комплекс 1.
1.И.п.о.с. 1-2 - поднимаясь на
носки, поднять руки вверх, слегка прогнуться, 3-4 - и.п.
2.И.п. – ноги на ширине плеч,
руки на поясе. 1-2 - поворот туловища влево, левая рука в сторону как можно
дальше, посмотреть на кисть левой руки, 3-4 - и.п. То же в другую сторону
3.И.п.о.с. 1-2 - наклон влево,
левая рука скользит вдоль туловища вниз, правую, скользя по туловищу согнуть,
3-4 - и.п. То же в другую сторону.
4.И.п.о.с. 1-2 - переступая,
повернуться налево, 3-4 - и.п. Тоже в другую сторону.
Комплекс 2.
1.И.п.о.с. – руки на поясе.
1-2 - наклониться назад, прогнувшись, руки вверх, 3-4 - и.п.
3.И.п.о.с. – руки за спину в
замок. 1-2 - полу присед, 3-4 - и.п.
4.И.п.о.с. 1 - поднять левую
ногу, согнутую в колене и хлопнуть под ней в ладони, 2 - и.п. То же с правой
ноги.
Комплекс 3.
1.И.п.о.с. 1-2 - опустить
голову вниз, коснуться подбородком груди, 3-4 - поднять голову вверх, слегка
прогнуться.
2.И.п.о.с. – руки на пояс. 1-2
- поднять руки к плечам, 3 - левую руку вниз, 4 - правую руку вниз.
3.И.п.о.с. – руки за головой.
1-2 - поворот туловища влево (ступни от пола не отрывать), 3-4 - то же вправо.
4.И.п.о.с. – руки согнутые в
локтях за спину. 1-2 - присед (спина прямая),3-4 - и.п.
Комплекс 4.
1.И.п.о.с. – руки к плечам.
1-2 - поднимаясь на носках, поднять руки вверх, 3-4 - и.п.
2.И.п.о.с. 1 - наклон влево,
левой рукой опереться о сиденье парты (стула), правая скользит по туловищу
вверх, согнутая в локте, 2 - и.п., 3-4 то же самое с другой руки.
3.И.п.о.с. 1-2 - переступая,
повернуться налево, 3-4 - и.п. Тоже в другую сторону.
Комплекс 5.
1.И.п.о.с. – руки вниз, пальцы
в кулак. 1-2 - сесть за парту и положить на неё руки, пальцы разогнуть и
развести как можно шире, 3-4 - и.п.
2.И.п.о.с. – руки за голову. 1
- поворот туловища налево, 2 - и.п., 3-4 - то же вправо.